"Повышенная нагрузка" в школе.

18 May 2019
"Повышенная нагрузка" в школе.
"Повышенная нагрузка" в школе.

Здравствуйте, дорогие читатели, сегодня предлагаю Вам обсудить вопрос - нагрузки в школе, для кого процесс обучения действительно тяжёл, а кто мог бы поработать и поболее. Сейчас всё чаще в обсуждениях в детских, родительских коллективах и на просторах незабвенного интернета всплывает тема о "непомерности" нагрузки на учащихся. Но вот вопрос так ли это на самом деле? Как говорит народная мудрость "В каждой шутке есть доля правды" и "дыма без огня не бывает". И да, конечно, совершенно бессмысленно отрицать то, что отдельные категории детей действительно сильно перегружены, но ради справедливости, мне кажется необходимым уточнить - это далеко не все и даже не большинство. Итак давайте рассмотрим кто же перегружен в школе в действующей системе образования (я рассматриваю данный вопрос через призму 10 лет работы в школе в должности педагога-психолога, и призываю всех Вас, дорогие читатели, поучаствовать в обсуждении и поделиться своим опытом):

- 1 категория и на самом деле самая загруженная - одарённые дети, отличники - медалисты. Эти ребята загружен практически сверх меры, мало того что они учат все предметы, выполняют все домашние задания, участвуют в олимпиадах (зачастую по 4-6 предметам), кружках и секциях, так ещё и все возможные конкурсы городские-районные, областные, региональные и межрегиональные, федеральные, которых чиновничий аппарат из сферы образования придумывает великое множество, тоже по большей части ложатся на их плечи. В виду профессиональной деятельности, общаясь с данной категорией детей я наблюдал как эти ребята приходят в школу к 8 утра и уходят в 8 вечера - 12 часовой рабочий день получается. В этой ситуации не вызывает удивления повышенная тревожность, утомляемость, частые стрессы сопровождающие их обучение и как результат резкое снижение мотивации на обучение к 11 классу. Выдерживают такое напряжение к сожалению не многие...

- 2 категория - хорошисты-активисты, нагрузка этих ребят несколько ниже и в плане учебной деятельности (внимание уделяется наиболее интересным и любимым предметам, домашнее задание делается по степени необходимости), участие в олимпиадах ограничивается 1-3 предметами, большую часть нагрузки составляет участие в конкурсах (преимущественно творческого характера), кружках и секциях. Их рабочий день обычно ограничивается 7-8 часами. Прямо как у взрослых по ТК.

- 3 категория - дети педагогических работников. Во истину не зря говорят, что самое большое несчастье для ребенка - это мама или папа работающие в школе, а ведь есть и "педагогические семьи". Нагрузка для этих ребят обусловлена следующим: 1. необходимость держать марку и поддерживать реноме родителей; 2. максимальная самостоятельность, обусловленная постоянной занятостью родителей; 3. повышенный спрос на предметах преподаваемых родителями и их друзьями; 4. тотальный контроль за учебной деятельностью и поведением. В плане нагрузки 6-7 часов привычный день для детей данной категории.

На этом список перегруженных детей исчерпан! В зависимости от образовательного учреждения, в процентной составляющей от общего числа учащихся, количество детей, перегруженных образовательной и воспитательной деятельностью в школе варьируется от 15 - 47%.

А что же остальные учащиеся, как им даётся обучение? Ведь есть же "троечники" и неуспевающие, которым мы( педагоги и родители) так привыкли оказывать помощь. Так вот именно эти категории детей, как это не смешно звучит, имея низкий уровень мотивации на обучение, чувствуют себя в школе наиболее комфортно. Учением они себя излишне не нагружают, на олимпиады их не выдвигают (куда уж с таким то уровнем знаний), в конкурсах участвуют исключительно в массовых (3-7 раз в год) и то из под палки, кружки и секции посещают редко и чаще всего для галочки, от общественных поручений воспитательного характера уклоняются, особого контроля за своей деятельностью не имеют (за 2 максимум 3 года и родители и педагоги устают "биться головой об лёд" и просто опускают руки, ограничиваясь одни формальным вызовом в школу или на совет профилактики, а другие столь же формальным обещанием принять меры) рабочий день данных ребят от 1 -3 часов, даже во время уроков они преимущественно отдыхают находясь в соц сетях и играх, беседуя с одноклассниками или просто лежа на парте. Их свободное время занимают прогулки и общение с друзьями, а зачастую противоправная деятельность.

Небольшой рецепт - как снизить нагрузку на учащихся в школе.

Для того чтобы снизить нагрузку учащихся и обеспечить их нормальное, комфортное самочувствие необходимо сделать ряд в принципе довольно несложных вещей:

1. Отменить "обязаловку" в школе, чиновники системы образования должны чётко представлять что ни школа, ни учителя, ни дети и их родители не обязаны участвовать в каждом их бредовом конкурсе, необходимом исключительно для галочки в отчёте отделов и департаментов образования, не несущем никакой образовательной и воспитательной нагрузки, а лишь являющимся показателем их "работы". Хотите участия в конкурсах? Создайте условия, для начала разработайте грамотное и продуманное положение, которое понятно, чётко выражает условия соревнования (конкурса), достижимо, принесёт пользу в образовательной или воспитательной деятельности, будет интересно детям. Затем неукоснительно следуйте обозначенным требованиям (чтобы не получилось, что просили одно, а высокой оценки на конкурсе удостоился тот, кто сделал противоположное), ну и естественно мотивация (простая грамотка сунутая ребенку - это так себе стимул, на самом деле, кстати и не только ребенку, но об этом позже)

2. Планы воспитательной работы в школе должны составляться и утверждаться до 1 сентября, и никаких глобальных изменений по ходу года быть не должно(никаких всероссийских дней о которых администрация школы узнаёт за три дня до проведения и т.п.), вариативным должен быть план воспитательной работы классных руководителей, а не всей школы.

3. Снятие с уроков на соревнования, конкурсы, и прочие мероприятия, этого не должно быть, ребенок чётко должен знать когда и что от него требуется, а не менять свои планы в угоду чиновникам на ходу. То же самое касается сокращённых уроков, лучше освободить такой день полностью, заполнив ту малую часть которую планируется провести общешкольным воспитательным мероприятием ( "день наук", "смотр строя и песни" и т. д. ). Все сокращения лишь нарушают режим дня ребенка и убивают мотивацию на обучение, если вы сокращаете ему уроки в угоду конъюнктуре, то почему вызываете его на ковер, когда он сокращает себе учебный день, прогуливая уроки?

4. Ориентировать ребенка на направление профессионально деятельности необходимо уже к концу начальной школы, и после того как ребёнок определился ему должны быть созданы все условия для успешного движения по заданному маршруту. Если это физико-математическое направление то и олимпиады по физике и математике, неважно, что история у него тоже на отлично. И это должны понимать все: и ребенок и родители и учителя и чиновники образования. Главное не показатели школы, района и области, главное - благополучие ученика!

Ну и на последок для заметки родителям основной труд ребенка - обучение, конечно замечательно если при этом ваш сын занимается спортом, ходит в "качалку", занимается танцами или играет на пианино. Но простите пожалуйста, надо понимать самим и объяснять ребенку, что это уже не учёба, это его развлечение - отдых! Если конечно занимаясь спортом он не получает спортивные разряды и не желает стать профессиональным спортсменом. В противном случае, увы, ведь устраиваясь с газетой на диване мы же не требуем себе зарплаты утверждая, что в данный момент работаем!?